"Творец"(Маг): инструкция

Какими качествами обладает должен обладать "Творец" В чем особенность устройства ума подобного человека?

Речь пойдет не только о  Векторе Реализации "Творец", но и творческом процессе в целом.   Не будем забывать, что энергии "Творца"приходят периодически в жизнь каждого человека – точно так же, как и энергии любого другого Вектора. А "Творцы"отличаются лишь тем, что они в этих энергиях пребывают чаще, чем другие, для них они более привычны.

Также эти советы будут очень полезны родителям, которые воспитывают маленьких "Творцов" – всегда очень важно представлять себе, чем живет твой ребенок и какие состояния и навыки для него жизненно необходимы.

Первое, о чем мы поговорим применительно к "Творцу" – это два типа ума, «выживательный» и «творческий».

Ум- это сложное понятие. Умный человек – он какой? Тут могут быть самые разные определения, и они будут очень зависеть от «картины мира» и личного опыта. Для кого-то ум - это соответствовать традициям, для кого-то – это способность учитывать множество факторов одновременно, кто-то оценивает ум с точки зрения математической логики – и так далее. Давайте попробуем подойти к этому понятию с научной точки зрения.

Работа интеллекта традиционно и небезосновательно ассоциируется в физическом теле с мозговой деятельность. Если посмотреть на работу мозга, то мы сможем выделить, как минимум, два типа ума: когда мозг работает в обычном ключе и когда он работает в альфа-ритмах. В первом случае ум – средство повседневного выживания, во втором – инструмент для генерации неожиданных творческих решений.

Здесь и далее я привожу цитаты из статьи "Креативность - и никакого торможения" Александра Волкова, опубликованной в журнале "Знание-сила" (2/2010). Мои комментарии - в скобках.

«Судя по электроэнцефалограмме, мозг перед появлением неожиданной идеи немного сбавляет обороты – словно «готовится к прыжку». В одном темпе мы думаем, выполняя привычные задачи («выживательный ум» - А. Г.), а в другом – находим решение сложной проблемы, мучившей нас («творческий ум» - А. Г.). В этот момент в головном мозге распространяются альфа-волны частотой 10-12 герц. Примерно то же наблюдается, когда человека просят сесть, расслабиться, закрыть глаза, и он погружается в полудрему (это состояние медитации, сонастройки с ритмами Вселенной, если можно так сказать, - А.Г.)».

Иными словами, когда мозг работает в стандартном режиме, то «ум», им продуцируемый, - это средство выживания, направленное на то, чтобы пользоваться привычными стратегиями и стереотипами поведения, наработанными человечеством веками.

А творческий тип «ума» - это ум, который понял, что «по-старому» не получится и перенаправился в новое, неизведанное, творческое направление. Замечали, наверное, что в момент реальной опасности все очень сильно замедляется, мы становимся медитативны, медлительны – а потом выясняется, что мы спасли свою жизнь на долю секунды, которая показалась вечностью? Вот это как раз яркий пример того, как этот механизм переключается.

Для Вектора "Творец" одним из самых важных в жизни навыков будет как раз эта способность «переключить» ум с одного режима работы на другой. Это есть в "Творцах" от природы, просто эту способность нужно развивать – тогда состояния "Творца", открытия, озарения какой-то идеей станут приходить чаще.

Неосознанно человек входит в альфа-ритмы в момент сна. Отсюда поговорка «утро вечера мудренее». Во сне или после сна часто приходят гениальные идеи, вроде таблицы Менделеева. Подлинное творчество невозможно без «передышек», когда в нашем мозгу бессознательно осмысливается информация, которую мы накопили, и формируются новые нейронные сети.

Я замечала, что у многих "Творцов" есть привычка немного вздремнуть днем, чтобы расслабить голову. Это как раз неосознанное стремление к тому, чтобы запустить этот механизм. Кроме того, можно научиться входить в это состояние сознательно – через медитации, Рэйки, ТМ, йогу и другие такого рода практики. Со временем вырабатывается привычка входить в это состояние для решения любой задачи, и это начинает очень сильно облегчать "Творцам" жизнь.

Итак, первая важная привычка "Творца" – решать вопросы через вхождение в альфа-ритмы, в медитативное состояние. Это некий старт, после которого уже приходит яркое состояние вдохновения и энергия на осуществление задуманного.

Второй важный фактор – это ориентированность не на «выживание» старым способом, а на создание нового – иными словами, любопытство, которое во многом является просто отсутствием страха перед новым.

С точки зрения наук, которые изучают человека, как вид, картина выглядит так:

«С биологической точки зрения, творческие способности, как и инновации, - вещь очень рискованная. Отказываясь от  привычной стратегии поведения, легко угодить кому-нибудь на обед. В мире животных торжествует посредственность, а всякие выдумки – удел тех, кому, как ни глянь, все плохо приходится.

«Не называйте меня хитрецом!» - под таким провокационным заголовком нидерландский этолог Симон Ридер несколько лет назад опубликовал статью на страницах журнала New Scientist. Основная ее идея проста, но парадоксальна. Человек выделяется среди других животных непропорционально большим объемом мозга. В ряду ослов, индюков и прочих умников с копытами и перьями он являет собой исключение. Большинство животных легко управляется со своими «куриными мозгами». И, может быть, такое креативное существо, как человек, это не венец творения, а ложная ветвь эволюции?

У животных есть два основных типа поведения. Обычно они реагируют на опасность инстинктивно – сразу убегают, замирают, прячутся. Если же пытаются размышлять, столкнувшись с чем-то неожиданным, например, с коварством человека, то часто не успевают спастись. Учиться на своих ошибках поздно, единожды став жертвой. Инстинктивное поведение имеет свои несомненные преимущества над любыми стратегиями, основанными на обучении, ведь тот же опыт приходит с поражениями, а в природе едва ли не каждая неудача – не слезы, а кровь, смерть. «Обучение отнимает много времени, и всегда есть риск совершить ошибку», которая для животного может оказаться роковой, отмечает Ридер.

И животные, и  люди тогда только начинают думать, хитрить – когда машинально спастись уже нельзя.

Люди редко сколонны менять свою жизнь, пока она катится ни шатко ни валко. Пока удается жить, как все (к слову, именно таков механизм диска «Повешенный» - нас выталкивают из старого, в котором дальше жить становится невозможно – А.Г.).

Возвращаясь к "Творцам" – это энергия новаторов, которая быстро включает «творческие» механизмы. Так что да, отличаемся мы от животных, ничего не поделаешь :)

Третье – "Творец" не боится совершить ошибку, потому что  у него есть внутреннее понимание того, что это естественный процесс. Именно поэтому творческие способности, как заметили ученые, к интеллекту не имеют отношения:

«Похоже, если отбирать людей, руководствуясь лишь показателем их IQ, то они не будут так уж блистать оригинальностью своего мышления», - удивленно признают психологи. Избыток ума сковывает, внушает чувство собственной непогрешимости, не дает создать что-то действительно новое.

Четвертое – развитое ассоциативное мышление.

«У творческих натур очень развито ассоциативное мышление, для них характерна манера связывать воедино совершенно разнородные впечатления.

Основа творческого мышления – принцип случайности – мы все «великие комбинаторы».

Из этого постулата есть и еще одно очень важное следствие: "Творец" непрерывно, сознательно или подсознательно, находится в поиске новой информации. Я постоянно наблюдаю "Творцов", которые сидят в Интернете и читают о недавних открытиях, "Творцов", которые ходят на разные тренинги, "Творцов", которые зачитываются БСЭ, вникают в обсуждение тем, которые, казалось бы, не имеют отношения к их теперешней деятельности -  и так далее.

Эта информация откладывается куда-то на подкорку и из нее затем и рождаются упомянутые ассоциативные связи, позволяющие соединить то, что никто до этого соединить не додумался. Так рождается идея, так может родиться новое направление в науке. Пример из лингвистики: однажды "Творец" додумался скреситить биологию с языкознанием – так появилось представление о языке, как о живом организме, и были открыты важные законы развития языков. Еще увидим, куда двинет языкознание, когда на него посмотрят с точки зрения квантовой физики. "Творец" умеет взглянуть на вещи с той стороны, с которой еще никто не посмотрел – и находит много интересного и вдохновляющего.

Шестой талант "Творца"умение быть в потоке.

«Чиксентмихайи назвал подобное состояние «flow», «поток». Подхваченный «потоком», человек забывает о времени, о том, где находится, о назначенных встречах, обеде, сне. Он не чувствует усталости. Главной наградой для него становятся не слава и деньги, а сам процесс, та душевная радость, которую доводится пережить, создавая что-то новое».

Это очень точное описание состояния "Творца". В нем есть радость от процесса работы."Творец" не зависит от своей идеи, не считает, что от нее зависит его счастье. У него нет времени об этом подумать – он на потоке, он занят.

Седьмое важное условие - отсутствие стресса.

"Тереза Амбайле из Гарвардской школы бизнеса пишет: Под дулом пистолета креативность обычно не выживает. Суета и диктат – спутники беспомощности. В такой обстановке человек испытывает страх, а тот подавляет ассоциативное мышление – основы основ творчества.

В нервозных условиях стресса люди, скорее, изображают деятельность, чем добиваются чего-то стоящего. Когда стресс достигает максимума, креативность снижалась почти наполовину".

Творчество не совместимо ни со страхом, ни с напряжением - нужно по возможности избегать таких состояний, потому что в них "Творец"лишается своего главного инструмента.

Восьмое - чистота намерений. Это важно в том смысле, что Вселенная всегда очень отслеживает, какие мотивации стоят за теми или иными нашими побуждениями или поступками. Выгода в той или иной форме – не самая эффективная для "Творца" мотивация. "Творцу" не дано творить, исходя из цели, там другая причинно-следственная связь.

"Творец" придумывает из радости придумывать, он не может делать этого «на заказ», без вдохновения. Это, знаете, на что похоже: почти невозможно рассказать анекдот на заказ, и чтобы при этом было смешно. Вот и с "Творцом" то же самое. Из своих идей "Творцы", безусловно, и деньги тоже извлекают (или еще какую выгоду) – без этого никуда, но начинается все с творчества.

Девятое – наличие своей территории. Этот момент я не осознавала, как судьбоносный, до того дня, как ко мне на консультацию пришла одна женщина. Мы вытащили ей Вектор "Творец", и я услышала, что «вот так оно все всегда и было, а в последнее время как отрезало». Стали копать и поняли, что в последнее время она живет исключительно мужем и ребенком, поэтому на себя внимания не хватает.

Действительно, "Творцу" необходим простор для фантазии. У него всегда должен быть личный ресурс (денег, времени, внимания – чего угодно) на свои идеи. Тогда внутри появляется ощущение потенциала, ощущение, что я могу воплотить идею, которая только что пришла. И идеи начинают подтягиваться.

В идеале "Творцу" нужен хотя бы день в неделю, который он может потратить на что угодно – и сумма денег, которая не «расписана» под какие-то нужды. Имеет смысл такую графу в семейном бюджете сделать – это сразу, не поверите, настраивает "Творца" на созидательный лад.

Десятое - умение делиться идеями. Это касается в основном именно Векторов "Творец", хотя для других Векторов остается актуальным. Дело в том, что "Творцу" приходят идеи не только для себя. Он – своеобразный трансформатор, который транслирует на Землю новые идеи и проекты, для себя и для других. Чем больше транслирует, тем чаще идеи приходят. Ловись рыбка, большая и маленькая. Поэтому "Творцу" важно помнить, что ему приходят идеи и свои, и чужие, и донести до человека идею, которая для него предназначена – это полезное умение. "Творцы", это плюсует карму :)

И наконец: правильное окружение. Обычно оно у "Творца" формируется автоматически, но все-таки иногда не лишне обратить на него внимание. У окружения должно быть несколько важных свойств:

1) оно поддерживает "Творца" в его идеях (то есть свято верит, что все идеи "Творца" - клевые, а креативность - его лучшее качество) и готово их развивать. Особенно в том момент, когда "Творцу" идея уже наскучила. В этом смысле очень похож на идеал союз "Творца" и"Силы": "Творец" хорошо генерит и креативит, а "Сила" обладает природным даром все организовать и заставить работать.

2) окружение не критикует "Творца" за некоторую несобранность и непостоянство. Это его врожденные качества, без которых он не был бы самим собой.

Если у кого-то есть еще наблюдения на эту тему, то поделитесь, пожалуйста! Если есть вопросы, то я с удовольствием на них отвечу.

(с) Анна Гак