В определенный момент моей юности я узнал о том, что женат, от вахтерши. Именно
она сообщила мне, что "моя жена только что пришла и ждет меня дома". Одной
вселенной известно, откуда ей стало известно о свершившемся факте, все было очень
тихо и, как мне казалось, незаметно. (Кстати, о разводе она узнала с большим опозданием. Интересно, почему.)
Основами брака в сознании людей, как мне кажется, являются по сути три вещи:
мифология, т.е. культивирование мифа о том, что заключение брака ставит
скрепляющую печать на любовь, надежно продлевая ее до степени "долго и счастливо"
с последующим достойным окончанием в форме "умерли в один день", + оповещение
социума о свершившемся факте единения душ, + юридические формальности.
С мифологией все более или менее понятно - эта история, существующая в форме
социальной идеализации, никем досконально не проверена и не изучена, и существует
главным образом, в форме некоего восторженно-завистливого наблюдения за жизнью
кого-то из старшего поколения, жившего в другом мире, в другую эпоху, по другим
мотивациям и законам, с другими ограничениями и идеологиями. Однако никто и никак
не проверил и не оценил подлинную ценность этого мифа и не в состоянии раздельно
и ясно объяснить, почему именно "долго и счастливо и в один день" является мечтой
каждой десятикласницы.
Более того, я слышал много прямо противоречащих мнений от нынешней молодежи,
говорящих в пользу идеи о том, что многие особенности "долго" являются скорее
проблемой, чем мечтой, а в части "счастливо" - суть скорее материально-
прагматической составляющей, нежели романтической идеализации. Остановимся пока
на выводе о том, что по факту, эта идеализация является весьма субъективным
выбором, который в подавляющем большинстве случаев не воплощается в изначально
задуманной форме.
Оповещение социума придает самоидентификацию и некое преимущество перед
непосвященными в таинство, осознание себя в новом качестве, которое
поддерживается в оповещенном социуме. Этот механизм похож на оповещение социума о
высшем образовании или ученой степени, наличию у тебя ребенка вообще, (как
принадлежности к счастливому клану матерей или отцов), "очаровательного" ребенка
в частности, продвинутого ребенка-индиго, машины, яхты или чего бы то ни было,
что отличает тебя от других, безнадежно ординарных обывателей.
Другими словами, оповещение социума - это виртуальная модель некоего нашего
идентификационного признака, которая, как нам кажется, перманентно существует в
умах людей и реально имеет для них значение.
При этом, надо сказать, что существует он на самом деле в минимальной степени,
поскольку другие люди вообще о нас думают намного меньше, чем нам кажется.
Кроме того, он по факту существует лишь субъективно, поскольку тут все
определяется тем, как ты сам относишься к всему вышеперечисленному. Ибо если,
например, ты артист, и социум считает тебя гениальным, но ты сам себя таковым не
ощущаешь, ты все равно будешь чувствовать внутренний конфликт, ибо внутри кто-то
будет говорить, что "они все не правы, они не знают...".
Можно вполне быть женатым и не придавать этому значения, а можно быть неженатым и
придавать этому огромное значение. Разница тут только в поддержке социума или
отсутствия таковой. Если социум знает, что ты женат, ты получаешь поддержку умов,
заставляющую тебя ощущать все время, что ты женат.
Если он не знает - ты, возможно, не будешь "чувствовать", что женат, никто тебе
не скажет чего-нить многозначительного на этот счет и т.д. Или если социум знает,
что ты замужем, он поддерживает эту легенду и обращается с тобой, как с замужней,
если нет - то будет обращаться, как с незамужней и морочить голову дурацкими
вопросами, от которых ты будешь получать чувство некачественности или
вырабатывать у себя искусственные мотивации в отношениях с мужчинами.
Эта виртуальная фикция влияет на зависимых людей, для которых с детства мнение
общества является определяющим их качественность. В этом случае эта фикция
становится мотивацией, которая толкает на брак, на вступление в "перспективные"
отношения, в противовес счастью и переживанию жизни по факту на текущий момент.
Я бы даже сказал, вопрос брака в значительной степени определяется именно этой
зависимостью, ибо у бракозависимых людей влияние социума реально формирует их
судьбу. Бракозависимость обостряет и продлевает страдания при разводах, уродует
сознание детей через посредство негативного информационного потока от родителей в
момент развода и т.д.
Сам по себе брак - по факту, вне его виртуального и социального значения, не
более, чем юридическая формальность, обозначающая изменения в структуре
материальных обязательств и уродливых юридических постулатов, регулирующих
взаимоотношения с детьми.