"Движенья нет, сказал мудрец
брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей".
А.С. Пушкин.
Вектор Релаизации "Провокатор" нужен миру для того, чтобы люди становились более осознанными. Правда, сам Провокатор может об этом не подозревать.
"Вполне возможно, что лгун сознается в том, что он лгун.
В таком случае он скажет правду. Но тот, который говорит правду, не есть лгун.
Следовательно, возможно, что лгун не есть лгун".
С детства ему присуще, в той или иной степени, парадоксальное мышление и большое внимание к деталям. Если эти качества не даны от природы, то они, как правило, развиваются в нем с возрастом и воспитанием. Провокатору присуща некоторая въедливость и склонность задавать «неудобные вопросы». По сути дела, это своеобразный коуч. Он создает ситуации или обороты в общении с другими людьми, которые провоцируют некие реакции, целью которых является выход на какое-то новое понимание или на высвобождение некой энергии, неких подлинных тенденций и склонностей, которые по тем или иным причинам самим человеком блокируются.
Провокатор занимается снятием ограничений – в себе и в других людях. Точнее сказать, он эти ограничения не снимает, а обнаруживает и делает очевидными – в этом его основная роль. Такой человек обладает большей, чем другие, способностью останавливать автоматические реакции и по-новому оценивать ситуацию, заново формируя отношение к ней. Часто новое отношение снимает важность с ситуации и заставляет относиться к себе проще и с иронией.
То, что ты не потерял, ты имеешь.
Ты не потерял рога.
- Значит, ты их имеешь.
Провокатор обращает внимание человека на то, что у него есть рамки и ограничения. Он провоцирует другого на то, чтобы он увидел эти ограничения, осмыслил их и разрушил.
Нередко Провокатор действует через что-то такое, что человека переворачивает с ног на голову, возмущает, вызывает у него протест, переходящий в осознание того, что с ним происходит, с некой новой позиции. Он открывает новое виденье, ставит собеседника в логический тупик. Человек не находит аргументации и возможности объяснить легитимность текущего положения. И в этом тупике человек начинает выкарабкиваться из того положения, в котором он оказался. Но задача выкарабкиваться – это уже не задача Провокатора. Провокатор только создает ловушки, противоречия и дразнилки. Он ироничен и очень честен.
Что может быть лучше, чем вечное блаженство?
Ничего. Но кусок хлеба лучше, чем ничего.
Поэтому кусок хлеба лучше, чем вечное блаженство.
Провокатор заставляет человека обратить внимание на то, что его жизнь является результатом его выбора – осознанно или не понимая, что он делает. Он показывает, что любая ситуация – результат выбора и поведения человека, что нет такой ответственности, которую можно было бы сложить на какие-то внешние факторы. Например, Провокатор может спросить опоздавшего человека «Зачем ты опоздал?». Он не станет создавать у него чувства вины – он просто вывернет ситуацию так, что станут очевидными вещи, которые до этого принимались как должное или как неизбежность.
"Если у судьбы есть план, по которому все должно произойти, то есть ли смысл в том чтобы, например, посещать доктора?
Если я заболел и мне суждено выздороветь, то я выздоровею независимо от того, хожу я к врачу или нет.
Если моя судьба не выздороветь, то доктор мне все равно не поможет".
Провокатор не станет поддерживать в другом человеке жалость к себе. Он не входит в ваше положение, он лишает вас внутренней правоты и выбивает почву из-под ног.
Провкатор может быть «проработанным» и «не проработанным». Последний может внешне восприниматься агрессивно и нажить себе врагов – люди не любят, когда им показывают их автоматизмы вместо того, чтобы питать их ощущение своей уникальности и «особого случая».
Провокатор лишает легитимности жалость к себе. Если он не проработанный, то он может делать это в агрессивной и едкой форме, про него моугт сказать, что в нем нет сочувствия и вообще нет ничего человеческого. На самом деле это вовсе не так: им движет природная способность не смотреть на мир сквозь иллюзии и розовые очки, поэтому он и срывает их с окружающих, заставляя их приблизиться к пониманию своей внутренней сути и в другой раз делать иные выборы. Провокатору свойственна ирония и здоровый скептицизм.
Cлуга обращается к своему господину с просьбой одолжить ему денег.
Господин отдает n-ую сумму, а спустя 5 минут видит своего слугу в ресторане:
- Какого черта вы кушаете семгу?!
На что слуга заключает: - Когда у меня нет денег, я не могу кушать семгу.
Когда у меня есть деньги, я не имею права кушать семгу. Когда же мне тогда кушать семгу?
Для провокатора стоит ребром вопрос об авторитетах. Откуда эта информация? Откуда вы это взяли? Почему вы в этом уверены? Без провокаторов не было бы дискуссий, которые проясняют вопросы. Он уводит нас за рамки нашего привычного восприятия, лояльного к нашему Эго и слабостям. Сомнению подвергается все, и нам становится очевидно, как хрупко и иллюзорно то, в чем мы так уверены.. Это на пользу.
Например, однажды я в полемическом порыве сказала, что "[это утверждение] так же верно, как то, что Земля вертится вокруг Солнца". На что Провокатор лукаво прищурился и спросил меня, а откуда я так точно знаю, что Земля вертится вокруг Солнца? Меня закоротило, потому что знаю я это исключительно из надежного источника «все говорят» - как и большинство тех, кто нас сейчас читает. Это типичный Провокатор. Он не хочет обязательно уничтожить наши истины – он просто хочет, чтобы мы задавались вопросами.
И еще провокатор очень не любит двойной морали. Например, вам будет сложно ему доказать, что мужу нельзя вам изменять, а вам ему можно, потому что вы-то в себе уверены. И еще сложно будет доказать, что «Ревнует значит любит» и «Любит значит должен доверять». Не факт, что это все «значит».
Непроработанный «Провокатор» может переборщить. Он может вместо освобождения загнать человека в еще больший протест, из которого тот не скоро выберется. Это боротная сторона талантов "Провокатора". Он может спровоцировать слишком сильный протест, когда человек уйдет в отказ. Он может выйти из зоны относительного личного комфорта и начать подозревать Првркатора в личной неприязни. Поэтому для Провокатора будет большим приобретением способность не давить и не докапываться, если он видит, что человек к этому совсем не готов. Чем более он безличен, тем лучше.
Провокатору лучше стать более мягким и уйти от стремления к "провокации ради провокации". Тогда он сможет принести очень много пользы себе и другим, в игровой форме, миролюбиво и даже немного с ленцой. Тогда он понимает, что его правота тоже относительна и его способ восприятия не всем подходит и не в любой момент времени. Когда за провокацией встает ощущение комфорта и любовь к ближнему, это из провокации становится осознанностью и точностью.
Провокаторам свойственна некоторая диалоговость и публичность. Это нужно для того, чтобы спровоцировать, по возможности всех, в том числе и двойной иронией. Хороший пример – Жириновский, у которого вся политика построена, кажется, на этом Векторе.
Плюрализм нужен нашей стране как воздух,
и двух мнений об этом быть не может. (М.С.Горбачёв)
Провокатор смел и не боится быть поверженным аргументами. Это спорщики, которые нисколько не опасаются за свою репутацию (в том числе и собственных глазах). Начиная провкацию он, как правило, не знает, куда придет. Его дело – вскрыть нарыв. Он действует без заранее готовой стратегии, потому что цель свою видит не в манипуляциях, а всего лишь в очевидности.
Он не принимает решения за человека. Его задача - чтобы тот увидел, из чего выбирает. Провокатор не любит шаблонов, которые человек считает именно неизбежными. Это не мой выбор – это карма. О нет. Это именно выбор. Провокатор показывает, где вилка, где узловой момент выбора. Его конек - правильно поставленный вопрос. Правильно сформулированный выбор. Взгляд из другой системы координат, где человек не находит привычной опоры в иллюзиях и где он перестает ориентироваться на ожидания социума.
«Сократ - человек; человек - не то же самое, что Сократ;
значит, Сократ - это нечто иное, чем Сократ».
Првокатор очень внимателен к деталям – никто не слушает вас так внимательно, как он. Он рассматривает ваши слова и мотивации под лупой. Как эти детали друг с другом, не конфликтуют? Он придирается к словам и формулировкам – не из вредности, а из природной чуткости слуха. Он из тех людей, которым мы имеем свойство быть очень благодарными некоторое внемя спустя, когда извлечем урок из его слов и встанем на новые рельсы. В этот момент нам станет очевидно то, что ему было очевидно уже тогда.
Для Провокатора форма – показатель сути, он идет от формы к тем сутевым противоречиям, которые в ней заключены. Провокатор подловит тебя на форме, а вывод по поводу сути ты сделаешь сам.
Провоцирует ли он сам себя? О да. Он берет себя на «слабо». Свои субъективные особенности выворачиваются им наизнанку. Провокатор любит всерьез поиграть в противоположную точку зрения, убрать ложную мотивацию. Он способен увидеть хаос, который прикрывается глубоким смыслом. Он себя первого выведет на чистую воду – иначе это напряжение создаст в нем слишком большой конфликт. Провокатор патологически не может себе врать, он все ставит под сомнение, все проверяет на истинность - причем не один раз, а с регулярностью. Он не любит слово «компромисс».
Какова его внутренняя мотивация? Освобождение. Выявление конфликтов. Особый род очевидности, как состояние. Особый кайф он находит в инсайтах, в честности, в парадоксе. Он идет на свои и чужие ценности с открытым забралом. Он может отделить глубинное и истинное от наносного и того, что человеку, на самом деле, не свойственно.
Проработанный "Провокатор" – неутомимый борец за чистоту восприятия и поступки в соответствии с истиной природой человека. Но он не ведет войну, не критикует ради критики, не делает больно. Он только обращает внимание на детали. Хороший пример Провокатора, как ни странно, Эркюль Пуаро, который любил говорить «Если какой-то факт не укладывается в гипотезу, то тем хуже для гипотезы».
Провокатор идет не от возвышенных идей, а от эмпирических и голых данных – и приходит к очевидности и проявленности врожденных свойств и склонностей, без прикрас и иллюзий. Но он не винит вас за иллюзии, не воспринимает их лично. Он помнит о том, что «биологи приходят и уходят, а лягушки остаются» - иллюзии пройдут, а истинное заиграет и выбор будет сделан в пользу развития и разрешения внутренних конфликтов. Смотрите в него как в зеркало, и умейте увидеть не только то иллюзорное, что стало заметно под увеличительным стеклом, а еще и то истинное, что прорастает и расправляет крылья.
И в завершение я бросаю вызов: Пусть Всемогущий Бог сотворит камень, который не сможет поднять!
(с) Анна Гак, Святослав Райков
Публикация материалов разрешена только с активной ссылкой на эту страничку.